АДМИНИСТРАЦИЯ ЛАДОМИРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Общие сведения о поселении

«Ладомировское сельское поселение» обладает статусом сельского поселения и входит в состав муниципального образования «Ровеньский район» Белгородской области. Оно граничит с Харьковским, Новоалександровским, сельскими поселениями Ровеньского района, с севера и запада с территорией Алексеевского района Белгородской области, на востоке с территорией Ольховатского района Воронежской области
На территории поселения находятся четыре населенных пункта: село Ладомировка с численностью населения 686 человек и 246 домовладений, село Жабское – 618 человек и 166 домовладений, хутор Сидорово – 2 человека и 1 домовладение, хутор Лимарево - 1 человек и 1 домовладение.
Общая численность населения составляет 1307 человек, количество домовладений - 414. Численность трудоспособного населения – 750 человек, 96 % из них работают в социальной сфере поселения, СПК (колхоз» «Ленинский путь» и СПК «Советская Россия», остальные 4 % - за пределами сельского поселения.
На территории поселения проживают 330 пенсионеров, 93 детей в возрасте до 6 лет, 119 школьника, 353 человека в возрасте от 17 до 35 лет.
Административным центром сельского поселения является село Ладомировка, которое расположено в 55 километрах от п.Ровеньки.

Историческая справка

Возникновение села Ладомировка

По сведениям, которые нам удалось найти, мы узнали, что возникла Ладомировка якобы в 18 веке, в результате заселения выходцами с Украины, находящейся под непосильным гнетом польских магнатов. Облюбовали наши предки эти места не случайно – долина реки, плодородные земли вокруг. Река носила название Вшивая за свои очень небольшие размеры, так стало называться и село. Но старожилы говорили, что эта речка была не такой уж и маленькой; во время разливов она затопляла низину, где находились сенокосные луга, и было принято решение забить источники реки, что и было сделано. Река совсем обмелела.
Постепенно южные земли вошли в состав Российского государства. Их стали раздавать приближенным царя. Наша территория была выделена помещикам Ладомировским. Неблагозвучное название села им не понравилось, и они назвали его Ладомировкой. Сами помещики здесь не жили, заезжали только летом, хотя имели в центре села большой кирпичный дом, большие псарни и конюшни. Управлял имением очень злой человек, который часто и жестоко наказывал крестьян. Основные сведения, более достоверные, которые мы обнаружили в Острогожском архиве, относятся к 19 веку. Правда, материал, сохранившийся здесь, в основном, статистический, но он дал нам сведения о том, что в 19 веке наше село было довольно большим.

Церковь села Ладомировка

В 1836 году началось строительство сельской церкви. Она стала самой крупной в округе, прихожанами были жители близ лежащих сел и хуторов. Строили церковь до 1842 года.
В это время селом Ладомировка владел князь Щербатов. Церковь получила название Софийской, в честь великомученицы Софьи. Строилась она из красного кирпича хорошего качества, который производился уже в Ладомировке. На каждом кирпиче стояла буква «Щ», указывающая на фамилию господина. Из этого же кирпича был построен и очень большой дом с резным крылечком – так вспоминают старожилы. 30 сентября ежегодно проводился в Ладомировке первопрестольный праздник Софии. Сначала в церкви шла служба, а затем в центре села разворачивалось гулянье. На праздник собирался народ со всей округи, веселились, водили хороводы.
Население села Ладомировка
Из документа «Список населенных мест Воронежской губернии» известно, что в 1859 году в селе Ладомировка проживало 1048 человек, было 152 двора. А в 1887 году проживало 1596 душ. В селе была церковно-приходская школа. Церкви принадлежало 49 десятин земли. Позже село стало принадлежать богатейшему роду Апраксиных. Имением, в которое входили не только Ладомировские земли, управляла графиня Софья Апрак¬сина. Она имела 520 душ оброчных крестьян. В 1890 году, согласно уставных грамот, крестьяне были освобождены. В 1892 году в селе было 160 дворов, с числом жителей 1399 душ. Общественной земли насчитывалось 1803 десятины, которая подвергалась еже¬годным переделам. Крестьянам жилось по-прежнему тяжело. Основной тяговой си¬лой были лошади, волы, которых далеко не все имели. К 1906 году в Ладомировке проживало 1330 человек. Была открыта земская школа, где обучалось 87 мальчиков и 8 девочек. По-прежнему действовала и церковно-приходская школа.
С 17 по 20 сентября в селе Ладомировка проводилась большая осенняя ярмарка. Здесь торговали самыми различными товарами: продавали скот, ткани, продукты. В 1907 году выручка на ярмарке составила 6300 рублей. Это очень большие деньги (если в 1901 году корова стоила 3 рубля).
В 1909 году в Ладомировке имелись промышленные заведения, их насчитывалось 56. Это мелкие предприятия: мыловарня, салотопильня, маслобойка, чеботарные, шапочные, картузные предприятия. Они производили продукцию на продажу. На ярмарку привозили и устанавливали карусели; здесь выступали цыгане. После ярмарки наступала обыденная жизнь, со своими проблемами и заботами.

Революция и гражданская война  на территории села Ладомировка

Февральская революция прошла в нашем крае достаточно спокойно. Шла первая мировая война. Летом и осенью 1918 года в нашем крае орудовали петлюровцы и гайдамаки. Сам Петлюра устраивал смотр войск, который, как правило, заканчивался погромами и грабежами. На территории нашего края не было практически никакой власти. В декабре 1918 года бандиты были разбиты.
В 1920-1921 годах на территории района действовало несколько бандитских формирований. Днем это были обычные крестьяне, а ночью, собираясь вместе, начинали свои «кровавые расправы». Наиболее крупными были банды Титко (до 300 человек) и Манченко (до 100 человек). К концу 1922 года все банды были ли¬квидированы. После разгрома интервентов, внутренней контрреволюции жители нашего села приступили к мирному строительству.
Коллективизация в селе Ладомировка
В начале 1928 года по стране прокатился так называемый хлебный кризис. На местах принимались «чрезвычайные меры». Одной из них была сплошная коллективизация. В селах района получили распростра¬нение простейшие виды кооперации: торгово-сбытовой, кредитной, потребительской, а также простейшие виды производственного кооперирования в виде животноводческих товариществ. Они стали базой для создания колхозов.
Следующий период нашего села был связан с коллективизацией. Бедняки сразу же образовали совместные хозяйства, кулаки противились. К ним были приме¬нены меры по раскулачиванию: ссылка в Сибирь, насильственный сгон в колхозы, реквизиция имущества. В Сибирь были высланы семьи Супруновых, Троценковы. Поместье князя на хуторе Жиров разорили и разграбили. А затем сюда стали приезжать крестьяне из соседних сел: Красное, Лимарево и других. Места им здесь очень понравились, земли были плодородны и они образовали товарищество по совместной обработке земли. А весной 1929 года была организована коммуна имени В. И. Ленина. Председателем был избран Сорока Никита Никонорович. В состав правления коммуны входил Олейник Григорий Яковлевич. Все средства производства: инвентарь, рабочий скот, а также коровы, гуси, куры были сведены в единое хозяйство. Было организовано бес¬платное общественное питание. Жилые дома были соб¬ственностью коммуны. В каждом доме жили по 2-3 семьи. Зарплаты не получали. Коммунары работали добросовестно, активностью отличалась молодежь. Они вступали в комсомол, показывая пример честности и добропорядочности. Секретарем был Бондаренко из Ольховатки. Молодежь училась, участвовала в художе¬ственной самодеятельности. Из техники в коммуне был один трактор, 30 однокорпусных плугов и 10 двухкорпусных. Всего в коммуне было 16 дворов, а жителей 160 человек.
Затем появилась коммуна и в Ладомировке. А с 1930 года стали организовывать колхозы. Сначала в них было 14 дворов, а к июлю – 100. Собрали первый хороший урожай. Первым председателем был Олейник Тихон Матвеевич. Колхоз назывался «Свободный путь». Затем председателем стал направленный сюда двадцатипятитысячник. На территории Ладомировки было организовано два колхоза – «8 Марта» и имени Кирова, а в Жирово был переименован и стал называться имени Ленина. Эти колхозы сохранились до 1950 года.
В 1930 году было принято решение об организации машинно-тракторной мастерской на территории Ладомировки. Цель ее – обслуживание близ лежащих сел сельскохозяйственной техникой, проведение посевных, уборочных, ремонтных работ. Здесь работали специалисты: агрономы, экономисты, бухгалтеры, зоотехники, которые выезжали в села и проводили там соответствующую работу. Мастерская была оснащена тракторами, автомобилями, плугами, станками и оборудованием для ремонта сельскохозяйственной техники. МТС обслуживала села: Ладомировку, Новоалександровку, Харьковское, Красное, Масловку, Жабское и другие. Мастерская сначала находилась в здании церкви, с которой были сняты купола и колокольня. Здесь стояли станки и была кузница. На работу в МТС принимали жителей из окрестных сел. За работу в МТС платили деньги, а колхозники работали за трудодни. Мастерская имела свой огород, столовую, пекарню, конюшню, где были выездные кони. В годы войны агрономом была Тановицкая Наталья Васильевна, механиком Бороденко Иван Григорьевич, кузнецом Иванов Михаил Ефимович, нормировщи¬ком Шередеко. Директорами МТС были Бражников, Оводенко, Епейкин. С начала организации МТС агрономом был Гунькин, зав.мастерской Коструб Юрий Фи¬липпович, токарями братья Беловол Иван Гри¬горьевич и Андрей Григорьевич. Мастерская была центром культуры, она быстро богатела: появлялась новая техника, оборудование. Рабочие мастерской из других сел жили в общежитии. Жизнь улучшилась и в колхозах: стали собирать больше зерна, расширялись посевные площади. Люди почувствовали лучшую жизнь.

Великая Отечественная война в селе Ладомировка

Война не обошла стороной и Ладомировку. Мужчины были призваны на фронт, остались старики, женщины, дети. И тогда в МТС были открыты курсы по обучению трактористов. Молодые девушки учились управлять техникой. И среди них была Олейник Мавра Семеновна.

В августе 1941 года в селе появились немцы. Они ехали на мотоциклах веселые, загорелые, в красивой форме. Остановились около колодца, мылись, весело переговаривались. А затем собрали жителей села к правле¬нию колхоза. Люди шли понурые, со страхом в глазах, так как слышали о зверствах этих «весельчаков». Им был зачитан указ, по которому предстояло жить, немцы оставили старосту и уехали. Люди по-прежнему работали: убирали хлеб, молотили его, но все забирали немцы. Ладомировцы голодали. На территории Ладомировского района был создан партизанский отряд «Смерть фашизму». Командиром отряда был Прокопенко, комиссаром Белошенко И. И. В отряде было 19 человек, большинство из них имели опыт партизанской работы. Молодежь села оказывала посильную помощь партизанскому отряду. В его рядах была и Лемешко Серафима Никифоровна. В 1943 году он влился в действующую армию. Мужчины – жители села принимали участие в освобождении страны от немецко-фашистских оккупантов. Многие имеют медали и ордена.

Возникновение села Жабское

Село Жабское – давнее поселение. Основалось оно предположительно в 18 – начале 19 веков. В то время село носило другое название – Тихоновка. Это название могло произойти от имени основателя поселения. По другой версии село получило название в честь святого Тихона Задонского, праздник которого (26 августа) до сих пор является престольным праздником села. В 1865 году была построена в селе деревянная церковь ,в честь святителя Тихона Задонского по инициативе священника слободы Кубраковой Вейделевского р-на А. И. Соколова (ныне село Кубраки). На строительство были собраны народные пожертвования. Завершилось строительство в 1871 году. По воспоминаниям сторожила села Самофал Сергея Моисеевича в нашем храме служили: отец Сергий обладавший очень красивым и могучим голосом .После него священнослужителем был Египко Юрий Иванович, затем священник Карманов Андрей Егорович. А перед самой революцией священником в село прислали Лейт Петра Антоновича. По национальности он был литовцем, долго жил в России и по распоряжению Воронежской епархии был направлен на службу в церковь села Тихоновка.
После революции 1917 года церковь не закрыли. Наше село было далеко от больших городов, и храм продолжал действовать. Но в середине тридцатых годов началась новая волна гонений на священнослужителей и храмы. Священника Лейт П.А. арестовали и увезли в г. Валуйки. В тюрьме его пытали, требовали отречься от веры, вступить в партию и колхоз. Но он остался непреклонным и умер в тюрьме. Здание церкви не сохранилось, оно было разрушено в 1934 году, стройматериал был вывезен в хутор Закольное (ныне не существующий) на строительство магазина.
В середине XIX века Тихоновка получает другое название. Справочная книга «Населённые места Воронежской губернии» за 1900 год отмечает , что «Валуйского уезда хутор владельческий Жабский при колодце» расположен между «трактами Воронежским почтовым и проселочным на Ровеньки» - 12 дворов,304 жителя (153 муж. и 151 жен. пола)». Согласно административно – территориальному делению наше село относилось к Красненской волости Валуйского уезда .Вокруг села в середине 19 века образуются довольно большие хутора: Павленково, Синельниково, Сидорово, Чуфиново, Кронштадт.
Местное предание гласит, что это сделал помещик Жабский, купивший здесь земли у крупного землевладельца графа Щербатого. Но могло быть и по- другому. Фамилию Жабский и сейчас носят многие жители села, а в то время, возможно ,она была самой распространенной. Вот поселение и стали называть селением Жабских- Жабское.
Среди жителей села основную часть составляли крестьяне- хлебопашцы, но были и ремесленники, кузнецы, плотники, столяры, сапожники и другие. На своих наделах крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, горох, коноплю, растили огородные культуры. До отмены крепостного права, да и позже много работали на помещика.
Основными орудиями труда были соха, борона, коса. В крестьянских семьях женщины сами изготовляли одежду. Из выращенной конопли вытягивали нити ткали полотна , выбеливали их и шили рубахи, брюки и другие вещи. Одежда украшалась вышивкой .Еще женщины вязали ,ткали ковры, дорожки(веретья),шили одеяла. Мужчины сами изготовляли орудия труда, делали простую мебель и утварь, плели лапти.
В конце 19 века в селе устраивали один – два раза в год большие торги- базары, на которые приезжали купцы и торговцы из других поселений. Покупали крестьяне соль, изделия из железа и кожи, ситцевые ткани, платки и ленты, хлебобулочные изделия и сладости.
После реформы 1864 года в Красненской волости было создано два земских общества : «Вольное» и «Крестьяне». В общества вошли и зажиточные крестьяне нашего села, например, богач Денисенко .
В начале 20 века семья Денисенко отдает под школу здание, построенное из красного кирпича. Эта земская школа грамоты была начальной. Обучались здесь дети до 1917 года. Но и при советской власти в этом же здании находилась в 1920- 1925 г. школа ликвидации неграмотности. В 1936 году открыли в селе семилетнюю школу. Долгие годы директором был Петр Алексеевич Нехаев. Во время Великой Отечественной войны он уходит на фронт, но занятия в школе продолжились до 1942г, когда село заняли немцы. Перед приходом фашистов школьное имущество и документация были сожжены.Технической работнице Брайковской Галине Николаевне удалось спрятать пионерское знамя, которое она хранила весь период оккупации, а потом передала школе.
Здание школы послужило детям и после войны. Учились в нем до 1960 года, пока не было построено здание новой школы. В октябре 2001 года начато строительство здания новой школы, которая была открыта 1 сентября 2004 года.
Вернемся к событиям 20 века. В начале наше село входило в состав Новоалександровской волости Острогожского уезда. Как восприняли сельчане событие первой революции и Февральской, сведений нет, но есть воспоминания о послеоктябрьских событиях 1917-1918гг. Советская власть пришла в Жабское в 1918г с образованием Жабского сельского совета, немного позже и Синельниковского. Первыми председателями советов Иван Иосифович Коляда и Порфирий Бирюк были выходцами из бедняцких семей. В 1919 году оба пали от рук своих идеологических противников.
Сведения о событиях гражданской войны , связаны с нашим селом, мы нашли в книге Михаила Яковлевича Глушанкова «Тропы земли легендарной»-Центрально-Черноземное книжное издательство.Воронеж,1972 г.Вот что рассказывается в книге : «Летом 1919года в с. Жабское находился штаб бригады первой конной армии, которой руководил Михаил Васильевич Соловьев. Бойцы его бригады были изнурены бесправными боями ,недостаточным питанием, плохо вооружены. Но они с упорством сдерживали бешеный натиск деникинцев, рвавшихся на Воронеж и Москву.
В одном из боев кавалерия белых прорвалась к штабу бригады и окружила его. В неравном бою погиб, но не сдался врагу комбриг Соловьев. Он был родом из Нижнего Новгорода, до гражданской войны работал на заводе. Водил в бой полки под Симбирском, Сызранью, Самарой и Бугурусланом. Прах легендарного комбрига захоронен в с.Жабское.»
В конце 20- х годов начался процесс коллективизации .В1929 в Харьковском была создана коммуна им. Шевченко ,в нее входили многие крестьяне нашего села .Годом позже у нас создаются первые колхозы: «Красная звезда» «Красный партизан», «VII партсъезд» и им. Бункевича. Колхозы охватывали и ближние хутора .Не обходилось и без крови. В 1930 г во время собрания в Жабском клубе был убит секретарь Новоалександровской парт ячейки, двадцатипятитысячник Петр Бункевич .
Первым колхозникам было трудно ,техники не было ,все работы выполняли вручную. Но в тридцатые годы начинает налаживать, росла урожайность, поставлялась техника из Ровеньского МТС, шло социально- культурное развитие села.
Тридцатые годы – это время борьбы с «антиколхозными» элементами .В списке ровенчан –жертв политических репрессий ,впоследствии реабилитированных ,мы читаем фамилии наших односельчан: Лемешко Максим Петрович ,плотник, арестован и расстрелян в 1937 году; Лемешко Порфирий Федорович ,колхозник из х.Сидорово, осужден на 10 лет ИТЛ; Манченко Иван Васильевич ,колхозник ,осужден на 10 лет ИТЛ в 1937г.В своей дальнейшей работе мы постараемся больше узнать о судьбе этих людей, за что они были осуждены ,оставались ли родственники их в селе.
В 1936 году в селе организована изба-читальня. Работал в ней Быховой Илья Иванович. Здесь вечерами собирались люди, кто грамотный сам читал газеты, а неграмотные слушали. Здесь же многие обучались грамоте.
В 1939 году в селе открылась своя больница, работала здесь Коледа Евлампия Архиповна, совсем молодой девчонкой направлена она в наше село после окончания медучилища.
Великая Отечественная война – годы скорби и мужества .Тяжким бременем легло военное лихолетье на плечи всех наших соотечественников .Из нашего села ушло на фронт 150 человек ,не вернулись домой 76 жителей.
Мужчины уходили на фронт, а женщины, старики ,подростки продолжали трудится в колхозе, многие призывались на строительство оборонительных сооружений у п .Ровеньки и г.Россошь.
Немцы заняли село 1941 года. Жилось несладко при «новом порядке».Всю выращенную продукцию, скот немцы отобрали ,многих выгнали из домов, в здании школы устроили госпиталь, сожгли все школьное имущество.
14 января 1943 г.по селу разнеслась весь о том, что в сторону Николаевки прошла наша разведка, люди облегченно вздохнули: наконец- то придет освобождение.
Нынешние жители села Жабская Е.М., Гребеник А.З., Ткаченко О.Ф рассказали подробно о тех январских событиях 1943 года.
18 января прошли через село наши передовые части ,но уже на следующий день со стороны Ладомировки на Николаевку мимо Жабского потянулись колонны немцев. До 25 января село пять раз переходило из рук в руки. 24 наши войска остановились в центре села. Бойцы разошлись по хатам, выставили часовых, установили пулемет .А ночью в село ворвались немцы. Завязался неравный бой, который длился около 20 часов и унес жизни свыше 120 человек. К вечеру 25 января из Новоалександровки подоспела помощь Немцы стали отступать. Для маскировки начали жечь дома ,сараи (один сарай сгорел вместе с колхозным скотом). Немцы расстреляли в тот же день 9 пленных красноармейцев, убили двух стариков за то, что хотели предупредить наших солдат о засаде ,казнили семью Бакалова –председателя колхоза Василия Семеновича ,его жену Екатерину Митрофановну и их сына Ивана. Так 25 января было освобождено наше село, а на следующий день жители села похоронили наших солдат в двух братских могилах
После освобождения села жители с большой самоотверженностью взялись за восстановление хозяйства. После окончания войны на людей обрушилось ещё одно испытание с 1946 - 1947 год: голод. Но главное достояние, завоеванное потом и кровью русского солдата,- мир - вселяло веру и надежду на лучшую жизнь. И она преображалась на глазах . Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство, крепли колхозы, МТСы. На село стало больше поступать техники, начали функционировать школы ,больницы .В послевоенное время с февраля 1948 года по июль 1951 года председателем колхоза «Красный партизан» был Ткаченко Василий Петрович.
В это же время пустеют близлежащие сёла, и создаётся объединенный колхоз «Красный Октябрь». В его состав входят колхозы: «Красный партизан», «VII съезд партии» им Бункевича, «Красный Октябрь» с июля 1951 г.по август 1956г.,председателем объединённого колхоза является Ткаченко Василий Петрович.
В середине 50-х годов сельскохозяйственная техника из МТСов передаётся колхозам , где создаются тракторные отряды, а в МТСах укрепляется ремонтная база , концентрируется автотранспорт, обслуживающий колхозы.
В пятидесятые годы страна основательно занялась землёй и её недрами, возведением индустриальной мощи , массовыми новостройками. Для этого были нужны трудовые ресурсы, и их давало село.
Многие молодые люди из Жабского уезжали добывать уголь на шахты Донбасса, осваивать целинные земли, строить заводы и фабрики.
С 1954 года произошли изменения в административно-территориальном делении нашего края: Ровеньский район вошёл в состав вновь образованной Белгородской области . Вскоре произошла реорганизация внутри области. С 1935 года Жабское относится к Советскому району, после его упразднения в апреле 1961 года, село примкнуло к Ладомировскому сельсовету Ровеньского района .
В 60- годы колхоз «Красный Октябрь» возглавил Ткаченко Иван Игнатович.
К началу 60-х годов, когда страна окончательно оправилась от послевоенной разрухи, были созданы предпосылки для перевода народного хозяйства на рельсы научно-технического прогресса. Не оставалось в стороне и село . Хотя основным мерилом трудового участия пока и оставались здесь трудодни, помимо натуроплаты на них, люди начали получать и «живые « деньги. Появились пенсии, социальные выплаты. В дома пришло радио, свет. Появились первые телевизоры.
В1972 году колхоз «Красный Октябрь» был объединён с колхозом «Ленинский путь». В 70-80г.г его возглавлял Пономаренко Михаил Иванович.
По сведениям из книги Б. Осыкова «Села белгородские». Энциклопедический справочник.-Белгород. Облтипография.-2001.-с.167 на 17 января 1979 года в с. Жабское проживает 482 жителя, на 12 января 1989года -523 человека.(229 -мужчин, 294 –женщин)
Семидесятые годы оцениваются как время застойных явлений в нашем обществе. Особенно они коснулись глубинки. Резкий спад сельскохозяйственного производства, слабое развитие социальной жизни, отток кадров из села – всё это характерно и для Жабского.
В марте 1985 году на общеколхозном собрании было решено возродить колхоз- «Красный Октябрь»,председатель Ковалев Сергей Григорьевич. Буквально за первые три года существования самостоятельного колхоза село преобразилось. Были построены асфальтная дорога, здание правления колхоза, детский сад, кафе-столовая, автоматическая телефонная станция, почта, автогараж, зерносклад и другие производственные помещения. Большое внимание было уделено социальной сфере. Колхозники вселились в 21 квартиру с удобствами.
В 2000 году на колхозном собрании принято решение создать предприятие ОАО «ЭФКО – Красный Октябрь»,которое просуществовало пять лет.
В 2005 году принято решение о передаче земельных паёв в аренду колхозу «Советская Россия», территория села Жабское стала четвёртым производственным участком колхоза «Советская Россия».